
«Позитивно то, что ребята прочитали, осмыслили, прочувствовали замечательные произведения новеллистики»
Такое мнение высказал директор гимназии № 39 им. Фридриха Шиллера города Орла, заслуженный учитель России, отличник просвещения России Игорь Иваненко, входивший в состав жюри конкурса школьных сочинений по «Донским рассказам» Михаила Шолохова.
— Позитивно то, что участники конкурса сочинений прочитали, осмыслили, прочувствовали «Донские рассказы» — замечательные произведения новеллистики. Михаил Александрович Шолохов — мировая величина словесного художественного творчества. Язык писателя ярок, образен, точен, является образцом соблюдения норм языка художественной литературы: книжная лексика мастерски сочетается с разговорной речью и диалектами донского казачества, гениально используются средства художественной изобразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, стилистические фигуры. Умело выстроены словесные ряды. Авторское повествование уместно субъективируется и объективируется.
Язык новелл, включенных в сборник «Донские рассказы», восхитил меня с детства, когда в 10-м классе я ознакомился с ними. Но более всего меня потрясли их идейно-тематическое содержание, глубина социального конфликта.
Многие школьники писали сочинение по рассказу «Родинка». Этот рассказ потряс меня драматизмом и трагичностью. Такое же состояние, я уверен, испытали и ребята. Это вполне естественно и закономерно. Михаил Александрович объективно и художественно воспроизвел трагедию Гражданской войны, которая особенно драматично и кроваво прогремела на Дону, когда отцы и дети, братья оказались по разные стороны баррикады. Мотивы этой трагедии получили дальнейшее развитие в романе-эпопее «Тихий Дон».
И «Донские рассказы», и «Тихий Дон» — бессмертные и современные произведения, они предупреждают нас и последующие поколения не допускать братоубийственную войну. А она, к сожалению, сегодня бушует на Украине, оккупированной неонацистами, в смертельной схватке сошлись люди восточнославянской крови, владеющие одним или родственными языками. И школьники об этом писали в своих сочинениях с болью и тревогой.
Хочется отметить глубину присланных на конкурс работ, умение раскрыть тему, выразить основную мысль. Сочинения отмечаются законченностью сюжета, композиционной стройностью, умением применения способов и приемов словесного выражения, стройностью речи, правильным использованием словесных форм и языковых единиц.
Хочу поблагодарить всех участников конкурса, но особенно отметить работы Марии Жабиной, Милены Шелегиной, Яны Хмара, Софии Багдасарян, Константина Юрова, Анастасии Рожковой, Дарьи Шишебаровой, Анны Ращупкиной, Михаила Шевцова. А Алина Щепелева и Елена Горшкова проявили себя как начинающие поэты.
Проект «Шолохов рядом» реализуется международным холдингом «ЕвроМедиа» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.