НАСЛЕДИЕ М.А. ШОЛОХОВА В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИЗНИ
У нас на кухне, когда мама готовит, все время работает телевизор. Она любит смотреть старые фильмы то про войну, то исторические сериалы; волей-неволей и я, за тарелкой чего-то вкусного, смотрю вместе с ней. Затянул меня фильм, старый, черно-белый, совсем непривычный современным подросткам - “Судьба человека”.
Я начал смотреть с середины, но оторваться уже не мог. Досмотрел до конца и еще с полчаса сидел молча, обдумывал увиденное. Сознание мое как будто перевернулось. Во время просмотра я рыдал, вытирая лицо салфетками, отворачивался от мамы, почему-то было стыдно. Не помню таких ярких эмоций ни от одного фильма. Как я уже сказал, начал смотреть с середины, и мне жутко захотелось узнать, что было в начале.
Мама посоветовала почитать рассказ, по которому была снята картина. Честно сказать, как любой нормальный современный пятнадцатилетний мальчик, читать я не люблю. Но здесь желание погрузиться в ту историю пересилило привычку смотреть только в телефон, и я взялся за книгу. До поздней ночи читал не отрываясь. Несколько раз ловил себя на том, что уже с середины книги сюжет был знаком, и я с удивлением и восторгом сравнивал то, что видел на экране с тем, что написано на страницах.
Шолохов не пишет, он кричит, он стонет, он шепчет молитвы за тех, кто пал на полях брани жизни. Его герои – это не марионетки, а живые люди, со своими достоинствами и пороками, надеждами и разочарованиями. Как тонко режиссер и актеры фильма уловили суть, настроения, мелочи и детали, которые вложил Шолохов в свое произведение. Вероятно, наследие в этом и заключается: хочется подражать, хочется сделать в точности так, как видел и преподносил великий мастер. Нельзя отступать от первоначального слова, можно лишь украсить, огранить, обрамить, проникнуться и передать в лучшей форме.
Во время чтения я представлял себя и на месте Андрея Соколова, и на месте слушателя, и на месте Ванюшки. Сколько бедному герою пришлось пережить: тяготы нищеты и голод в юности, беспощадность первого года войны, муки двухлетнего плена, удары от вестей про гибель всей семьи. Но ни на минуту Андрей не переставал быть гордым советским гражданином и солдатом, ни на секунду не отчаивался, а перспективу возможной скорой смерти несколько раз принимал с достоинством и без страха.
Мы все время живем в состоянии либо войны, либо после войны. Может, конкретно меня никакая война не затронула, но погибли отцы на СВО у моих одноклассников. Я вижу, что это такое!.. Я думаю, за сто лет ничего не поменялось у русского человека: ни сила духа, ни воля к победе, ни преданность, ни чувство долга, ни сострадание к ближнему.
Как и в повести “Судьба человека”, спустя такое внушительное количество времени, современные русские люди все так же сильны, сплочены и стоят горой друг за друга. Шолоховские герои - это настоящие показатели всех времен не только прошедшей эпохи, но и нынешней: мужчины, воины, отцы с качествами Соколова непобедимы и никогда не будут сломлены. На таких людей хочется равняться, на них держится сама жизнь. Хочется, чтобы когда я вырос, во мне было столько же мужества и достоинства.
Жалко мне было Ванюшку. В таком возрасте нет ничего страшнее и хуже, чем потерять обоих родителей. Как беспризорный котенок он был брошен на растерзание всему миру, маленькое сердечко тревожно билось и было совершенно одиноко. Однако всегда есть надежда! Ванечка стал спасательным кругом для Андрея, а Андрей - для мальчика. Две одиноких несчастных души нашли друг друга в круговороте драмы и несчастий и стали неразлучны, навеки породнившись.
Михаил Александрович находил такие тонкие и ёмкие определения для раскрытия образов героев, что все люди представляются абсолютно натурально и как будто прямо сейчас стоят перед тобой. Глянешь поверх книги, а вот он, Ванюшка, примостился на краешке кровати и глядит ясными, голубыми, как небо, глазами. Или вот в углу сидит голодный, изможденный Соколов, затравленным взглядом смотрит на жестокого сытого коменданта лагеря, от которого разит шнапсом, ненавистью и злобой вперемежку.
Я думал, разве можно было выжить после того, как тебя били прикладом по голове или после того, как немецкие овчарки нещадно рвали тебя в поле? Можно ли не потерять веру в людей, когда свои же готовы сдать и предать при первой возможности? Оказывается, можно. Это пример нам всем: сильный духом ЧЕЛОВЕК всегда остается сильным, ничто не в силах сломить и растоптать душу, веру, если они настоящие.
Если наши бойцы на СВО читали Шолохова, уверен - это здорово помогает им выстоять на передовой: за ними страна, за ними мирные жители, их дети, семьи. Есть ли это наследие? Однозначно, да! Вселяет ли произведение надежду детям-сиротам? Да! Каждый ребенок до последнего будет верить, что его “папка” его найдет. Уверены ли жены, проводившие мужей на фронт, в том, что бойцы вернутся? Должны верить! Ведь Андреи Соколовы живут в каждом воине-победителе.
Я еще слишком юн, чтобы судить о вкладе Шолохова в литературу, но уверен, что более молодые авторы изучали работы Михаила Александровича как учебник, как непреложную истину, основу настоящих романов. Писатель - наш земляк. Его слог и речевые обороты близки нам, дончанам, как никому. Я еще больше стал гордиться тем, что живу на Донской земле, что у меня есть возможность побывать в Вешенской, погулять по степям, которые так любил Шолохов, посмотреть на великий Дон его глазами.
Мое впечатление настолько сильное, что появилось желание прочитать остальные романы и рассказы Михаила Александровича, отступив от школьной программы. Роман-эпопея “Тихий Дон”, кстати, любимое произведение мамы, уже лежит на столе.
Шолохов – это не просто литература, это эпос, выкованный из крови и пота, из слез и смеха. Он – глас народа, его боль и его слава, его трагедия и его надежда. "Судьба человека" – не просто произведение, это крик души, это мольба о милосердии, это гимн человеческому духу, способному выстоять даже в самой кромешной тьме. Шолохов – это навсегда. Сделать так, чтобы подросток захотел читать, сложно, но у этого писателя получилось.

